Почему клиентам приходится разбираться в вебе

Пример цивилизованного рынка

Дело в том, что рынок веб-дизайна имеет определенную специфику — он на данный момент не слишком цивилизован. Если мы возьмем, к примеру, автомобильный рынок, то мы можем там увидеть большое количество марок и типов разных машин, разные комплектации, и всё это четко описано. Этому рынку больше 100 лет, он развивается в жестких рамках. И если вы решите купить себе автомобиль, то вы всегда будете четко понимать, что именно вы хотите и что вам для этого нужно приобрести, чтобы решить какую-то свою проблему. Нужен ли вам джип, или спортивный автомобиль, или, может быть, безопасная семейная машина. Вы можете действовать в рамках своего бюджета, выбирая автомобиль определенного производителя. Либо, выбрав определенную марку, вы можете выбирать ее комплектацию, хорошо понимая, за что вы платите, что вы в результате получите, на какой сервис вы можете в итоге рассчитывать и что вы сможете сделать с этой машиной через полгода или через пять лет, когда она вам надоест.

Это пример рынка, где потребитель себя чувствует достаточно уверенно. Он знает, где искать информацию, он понимает, как поставить вопрос, и он понимает ответ, который он получает на свой вопрос.

Причины бардака

Что касается рынка веб-дизайна, ситуация практически обратная. Мы видим своего рода бардак, который пытаются как-то систематизировать, пытаются выводить определенные законы, но в силу того, что этот рынок объективно молодой, бурно развивающийся, растущий, этой системы и цивилизованности на рынке веб-дизайна пока нет.

Еще одной из причин того бардака, который творится на этом рынке, является очень легкий вход в профессию. Сложно представить какую-то еще отрасль, которая при минимальных знаниях и минимальных стартовых затратах может начать приносить в общем-то довольно неплохие деньги. Достаточно купить книгу типа «Веб-дизайн для чайников» или зайти в поисковую систему и набрать там что-то вроде «как сделать сайт», и на вас вывалится огромное количество информации, которую вы действительно можете сразу использовать и делать сайты. Другой вопрос — какие сайты это будут? Но для человека, некомпетентного в этой области, сайт и есть сайт. Есть определенный адрес в интернете, он по этому адресу заходит, видит там какую-то информацию и для него зачастую этого бывает вполне достаточно. Особенно если небольшая последовательность действий, прочитанная в книге или на каком-то информационном ресурсе, позволяет ему этот сайт сделать самостоятельно или научиться его делать для других на заказ.

Состояние дел

Таким образом, с одной стороны, мы получаем очень большую потребность в наличии своего сайта, причем эта потребность не снижается. У этого тоже есть свои причины. Во-первых, быстро меняются технологии и сайты устаревают буквально на глазах. То есть проходит год-два, появляются новые технологии, возможности, новые тренды в интернете. Сайт перестает удовлетворять потребности его владельца, перестает соответствовать ожиданиям посетителей и его приходится переделывать. Во-вторых, в интернете сейчас сосредотачиваются и постоянно увеличиваются довольно большие деньги, поэтому туда приходят все новые и новые игроки с новыми проектами.

С другой стороны, мы видим огромное количество тех людей и компаний, которые декларируют, что они эти сайты делать могут. Однако клиенту в данной ситуации сложно определить, кто и что представляет с профессиональной точки зрения, так как мало кто из клиентов достаточно компетентен в данном вопросе.

С чего начинает клиент

Клиент начинает искать подрядчиков для того, чтобы сделать себе сайт. Он наталкивается на рекламу, ему звонят, он находит через поисковые системы ссылки на различные сайты… И у него возникает проблема — как выбрать ту студию, которая решит его задачи, которая сделает тот сайт, который ему нужен? Он начинает вести переговоры, и здесь возникают очередные проблемы. С одной стороны, клиент не обладает необходимыми знаниями, чтобы правильно сформулировать задачу (это довольно часто встречающаяся ситуация). С другой стороны, студия хочет получить заказ и готова идти на уступки, для того, чтобы зарабатывать деньги, портфолио, репутацию, чтобы развиваться и выживать. И порой предлагает клиенту не столько то, что ему нужно, сколько то, что она может сделать.

Таким образом, если клиент опросил несколько веб-студий, сказал им, что ему нужно, получил от них встречные предложения, то он видит достаточно большой разброс цен. И он начинает задавать вопросы, а почему собственно так? Хорошо, если задает, часто  он просто начинает выбирать по цене.

Как сделать правильный выбор? Как не просто выбросить 100 долларов, потом обжечься, выбросить еще 500 долларов, потом опять прийти к выводу, что деньги на ветер, а сайта фактически нет? Получается своего рода замкнутый круг, когда клиенты набирают опыт, тратят деньги и время, сталкиваясь с непрофессионализмом веб-студий, и где-то уже на третьем сайте они начинают более-менее понимать, что происходит, и контролировать ситуацию. А веб-студии, в свою очередь, за счет клиентов приобретают тот самый профессионализм, портфолио, опыт, в том числе и опыт работы с клиентами. И спустя какое-то время, они встречаются снова, обе стороны уже на новом профессиональном уровне, они уже могут общаться на одном языке и, в конце концов, они делают успешный проект.

Что делать?

Что же делать, чтобы не происходило этих затрат времени? К сожалению, на данном этапе развития рынка веб-дизайна клиенту нужно самому понимать, что происходит. Владеть определенными навыками, критериями оценки веб-студий, того, что они предлагают и что они делают в процессе производства сайта. Понимать, как происходит этот процесс, что за люди должны делать работы по сайту, что должно получиться в результате и как проверить то, что получится.

А почему не надо начинать процесс с поиска веб-студии, я расскажу в следующей статье.

Виктория Логачева, 9 июня 2010
Рубрика: Бизнес